СПЕЦПРОЕКТЫ

герои
военкоры

Проект посвящен военным корреспондентам Великой Отечественной войны. Здесь вы можете узнать больше об их работе, подвигах и вкладе в освещение событий тех лет.

ГЕРОИ-ВОЕНКОРЫ

В годы Великой Отечественной войны на фронте и в тылу работали 4,5 тысячи военкоров. Мы не можем рассказать о каждом из них. Поэтому рассказываем лишь о некоторых корреспондентах, освещавших события во время самых крупных и значимых сражений Великой Отечественной войны.
«Русские не приносят
ключей от своих
городов»
Средний возраст военкоров Великой Отечественной войны составлял 30 лет. Самому молодому было всего 16.

Московская битва

1941-1942

Александр Бек  — летописец Битвы
под Москвой и автор книги о военной мудрости

Александр Бек родился в 1903 году в Саратове в семье главного врача военного госпиталя. Будущий военный корреспондент и писатель поступил на службу в Красную Армию в 1919 году, и именно тогда главный редактор дивизионной газеты обратил внимание на Александра, написавшего несколько репортажей.
До Великой Отечественной войны Александр Бек писал для «Известий» и «Комсомольской правды», а во время войны вступил в писательскую роту Московского народного ополчения в составе Краснопресненской стрелковой дивизии, участвовал в боях под Вязьмой, где успевал писать о сражениях и жизни в окопах.
Самой известной работой Александра Бека стала повесть «Волоколамское шоссе», в которой автор рассказал о тактике «спираль Момыш-Улы», придуманной генерал-майором Иваном Панфиловым и реализованной комбатом Бауыржаном Момыш-Улы во время битвы под Волоколамском. В октябре — ноябре 1941 года бойцы справились с задачей замедлить наступление более сильного противника на Москву с помощью тактики ведения боя малыми силами против многократно превосходящего по численности врага. Таким образом противника изматывали и выигрывали время для атаки. 
Образ погибшего генерал-майора Ивана Панфилова Бек воссоздал после общения с солдатами 8-й гвардейской дивизии имени Панфилова. В самой книге автор уделил больше внимания мыслям комбата, его эмоциям.
Повесть «Волоколамское шоссе» была популярна среди латиноамериканских революционеров. В частности, Фидель Кастро и Эрнесто Че Гевара называли её своей настольной книгой.
«На что рассчитывали немцы, вторгаясь в нашу огромную страну? Они были уверены, что в восточный поход вместе с ними во главе танковых колонн отправится генерал Страх, перед которым склонится или побежит всё живое.
Наш первый бой, состоявшийся в ночь с 15 на 16 октября 1941 года, был сражением со страхом. А семь недель спустя, когда мы отбросили немцев от Москвы, за ними побежал и генерал Страх. Они наконец-то узнали, может быть, впервые за всю войну, что значит испытывать страх», — написано в книге.
«Я смотрел на карту, слыша, как тикают часы, как уходят секунды, чувствуя, что уже нельзя смотреть, что нужно действовать. Но, превозмогая себя, я заставлял себя стоять, склонившись над картой. О, если бы вы могли описать эту минуту — одну минуту, которая была дана мне, командиру, чтобы принять решение!» — размышлял комбат Момыш-Улы.
Образ погибшего генерал-майора Ивана Панфилова Бек воссоздал после общения с солдатами 8-й гвардейской дивизии имени Панфилова. В самой книге автор уделил больше внимания мыслям комбата, его эмоциям.
Повесть «Волоколамское шоссе» была популярна среди латиноамериканских революционеров. В частности, Фидель Кастро и Эрнесто Че Гевара называли её своей настольной книгой.
«На что рассчитывали немцы, вторгаясь в нашу огромную страну? Они были уверены, что в восточный поход вместе с ними во главе танковых колонн отправится генерал Страх, перед которым склонится или побежит всё живое.
Наш первый бой, состоявшийся в ночь с 15 на 16 октября 1941 года, был сражением со страхом. А семь недель спустя, когда мы отбросили немцев от Москвы, за ними побежал и генерал Страх. Они наконец-то узнали, может быть, впервые за всю войну, что значит испытывать страх", — написано в книге.
«Я смотрел на карту, слыша, как тикают часы, как уходят секунды, чувствуя, что уже нельзя смотреть, что нужно действовать. Но, превозмогая себя, я заставлял себя стоять, склонившись над картой. О, если бы вы могли описать эту минуту — одну минуту, которая была дана мне, командиру, чтобы принять решение!» — размышлял комбат Момыш-Улы.
«Волоколамское шоссе» — книга военной мудрости
Советский писатель Александр Бек, 1956 год
Красноармейцы осматривают перевернувшийся немецкий танк
Противотанковые ежи на Можайском шоссе
Дровнино, Можайск

Юрий Жуков — инженер и журналист, рассказавший о танкистах-катуковцах

Юрий Жуков родился в 1908 году на станции Алмазная Славяносербского уезда Екатеринославской губернии в семье священнослужителя. В детстве жил в Тифлисе у дяди, где выучил французский язык. Его путь в журналистике начался в 1925 году в газете Луганской железнодорожной школы «Красный путеец». Юрий Жуков успел поработать и машинистом, и инженером-конструктором на Горьковском автозаводе.

Во время Великой Отечественной войны Юрий Александрович уже был опытным журналистом и был назначен заведующим фронтовым отделом «Комсомольской правды». Он ездил на фронт и вместе с Красной Армией дошел до Берлина. Во время войны Юрий Жуков много писал о фронте, но больше всего он писал о танкистах-катуковцах (Первая гвардейская танковая армия М. Е. Катукова).
Военкор часто выезжал на фронт, и первое знакомство с танкистами состоялось под Москвой и именно о танкистах-катуковцах (Первая гвардейская танковая армия М. Е. Катукова) Юрий Жуков писал больше всего. Так, в книге «Люди сороковых годов» он приводит слова маршала Катукова перед боем:
Работа на казарменном положении
Юрий Жуков в воспоминаниях рассказывал, как работалось в Москве, когда фронт вплотную приблизился к столице. Тогда Юрий Александрович работал в газете «Комсомольская правда». Он возглавлял один из двух отделов — отдел фронта, через который держали связь с газетой все военные корреспонденты.

По рассказам Жукова, редакция была на казарменном положении, было холодно, стекла разбиты, на подоконниках лежал лед, а журналисты продолжали выпускать газету, ночуя в редакции, рассказывая о подвигах советских солдат, выезжали на фронт, несли службу противовоздушной обороны.
«С того момента, как вы получили боевой приказ, и до момента завершения боя каждый из вас действует на свой риск и страх. Там, на поле боя, ни я, ни мой начальник штаба ничем помочь вам не сможет. А обстановка меняется с каждым часом. И если вы сами не будете новаторами, если вы ограничитесь слепым выполнением приказа — заранее могу сказать: ничего хорошего не будет. <…> Танковый бой требует молниеносных решений, запомните это!»
«И не требовалось обладать музыкальным слухом, чтобы из кабинетов редакции различать выстрелы дивизионной артиллерии от корпусной. Противотанковые пушки стояли тогда рядом с нашим комбинатом „Правда“ на Ленинградском шоссе, и артиллеристы день и ночь дежурили у открытых ящиков со снарядами», — писал Жуков в книге «Укрощение тигров».
Юрий Жуков
Москва военная. Строительство баррикады на Смоленской улице. Л. М. Доренский
Батальоны, сформированные из москвичей, отправляются на фронт
Советские бронебойщики с ПТР выдвигаются на позиции
под Звенигородом

Оборона Севастополя

1941-1942

Павел Мусьяков — библиотекарь, ставший летописцем героической обороны Севастополя

Павел Мусьяков родился в Псковской области в 1903 году. Он служил в Военно-Морских силах РККА на Черноморском флоте, в Севастополе работал библиотекарем. Будущий военкор окончил военно-политическую академию и был назначен ответственным редактором газеты «Красный черноморец» Черноморского флота в 1938 году. Во время Великой Отечественной войны Павел Мусьяков принимал участие в обороне Одессы и Севастополя, был на фронте, выезжал на боевые корабли и писал очерки о работе Черноморского флота. В 1944 году Мусьякову присвоено звание генерал-майора береговой службы, кроме того, он работал редактором газеты «Красный флот».
«…и в дни второй обороны жены военных моряков, рабочих и служащих оказали неоценимую услугу в защите города. Они копали рвы, строили дзоты, разбирали завалы, помогали рабочим чинить водопровод, канализацию, электросеть, стирали белье для лазаретов, шили обмундирование. Севастопольцы с честью выдержали трудные дни осады», — написано в книге.
«Все население города было мобилизовано на борьбу с пожарами, с последствиями бомбардировок. <…> Пионер Сережа Фильченко во время жестоких бомбежек — не слезал с крыши своего дома. Однажды он сбросил с крыши на улицу и на двор до десятка зажигательных бомб и, несмотря на ранение, отстоял свой дом. <…> Когда у штамповщицы Анастасии Чаус взрывом бомбы оторвало левую руку, начальник мастерской предложил ей эвакуироваться на Кавказ. Она не уехала из Севастополя, осталась в осажденном городе и продолжала работать одной рукой».
В осажденном городе выходила газета «Красный черноморец», в которой работал Мусьяков. Он рассказывал о подвиге народа, о боевой работе солдат, о роли флота, описывал боевую обстановку в городе и приводил примеры мужества.
В небольшой книге «На защите Севастополя» Павел Мусьяков рассказывает о восьми месяцах обороны города. Севастополь выдержал три штурма, особенно жестоким был последний, в результате которого враг ступил на севастопольскую землю. В книге много фактов и статистических данных, и особенно ценны слова о мужестве севастопольцев.
«Подлый враг разрушил один из красивейших городов нашей страны, но он не подавил духа его защитников, не подавил их воли к борьбе»
«Подвиг тридцатой батареи» П. Муськов
«Севастопольские дни» П. Муськов
От прямого попадания авиабомбы санитарный транспорт «Абхазия», на котором проводили операции, затонул у пирса № 1 Сухарной балки. Аснин Н.А.
Пожар на базе торпедных катеров ЧФ. Автор - Аснин Николай Аронович
Эсминец «Свободный» в момент гибели. Аснин Н. А.

Аркадий Первенцев — спецкор «Известий» и «Красной звезды», увековечивший подвиг летчиков-черноморцев

Аркадий Первенцев родился в 1905 году в семье сельских интеллигентов, поэтому много читал. В годы революции Аркадий был бойцом продотряда, активным комсомольцем, боролся с неграмотностью и был рабкором. В годы войны он стал специальным корреспондентом «Известий» и «Красной звезды». Произведения и очерки Первенцева рождались на полях сражений, он участвовал в обороне Севастополя, Керчи, в Битве за Кавказ. После тяжелого ранения летом 1942 года он снова возвращается на фронт и пишет о людях, с которыми участвовал в боевых операциях: летчиках, артиллеристах, десантниках, морских пехотинцах. Отдельное место занимает и героический подвиг мирных жителей.
Военкор сам участвовал в боевых вылетах с кубанских аэродромов в Крым. Моряки Черноморского флота, морские пехотинцы и летчики — главные действующие лица его рассказов и очерков «Ночью над Севастополем», «Люди одного экипажа», «Железный батальон», «Навстречу подвигу», «Валька с торпедной «девятки» и других.
В дневниках автор так говорит о подвиге народа:
«Более внимательный глаз заметил бы многое, что отличало военный Севастополь от мирного: город наершился, вооружился, снял с себя белоснежно-кремовые тона и стал похож на один из ошвартованных у стенки крейсеров. Город закрылся контрольно-пропускными шлагбаумами, прощупывался матросскими патрулями. Ночью движение замирало, только шла и шла пехота, катили пушки и пулеметы. <…> Эти ощущения боевой красоты Севастополя пришли ко мне гораздо позже», — писал Первенцев в романе «Честь смолоду».
«Народ был суров и самоотвержен. Рабочие работают по 16 часов, считают позором взять выходной день. Машинисты водят на фронт поезда под бреющими пулеметными очередями мессершмитов. Поднялся простой русский народ, не раз спасавший Родину, и сказал: «Я снова спасу ее, мою страну». Люди, менее всего имевшие экономические блага, борются с величайшим самопожертвованием на полях кровавых сражений, где гусеницы танков набиты мясом, волосами и костями раздавленных трупов и раненых. <…>
Первенцев лично знал многих летчиков-черноморцев и рассказывал о них
Советские истребители
И-153 Чайка
над Севастополем
Издание книги "Кочубей"
А. Первенцева
Смотрите, как это было

Сталинградская битва

1942-1943

Михаил Шестериков — участник крупнейших сражений и автор «Баллады о солдате»

Михаил Шестериков родился в 1906 году в селе Хватовка Арзамасского уезда. Уже в 16 лет он вступил в комсомол и стал секретарем Арзамасского волостного комитета комсомола. Шестериков поступил в институт, руководил кружком литераторов при губернской газете «Молодая рать», писал статьи, очерки, рецензии. В 1934 году он стал одним из создателей Горьковской писательской организации, преподавал теорию литературы. Вместе с армией Шестериков участвовал в Сталинградской битве, Курской битве, Корсунь-Шевченковской и Ясско-Кишиневской операциях, войну закончил в Вене. В качестве корреспондента газеты «Красное знамя» он присутствовал на Нюрнбергском процессе.
«Все, что надо знать о войне, я узнал под Сталинградом; бои на Украине, в Молдавии и даже в Венгрии мало что прибавили к пониманию, что такое война с ожесточением, горем, кровью, жертвами», — написал Михаил Шестериков в конце 1944 года в своем дневнике.
На фронт военный корреспондент Шестериков отправился в 1942 году, к концу войны он уже был в звании майора. Он участвовал в крупнейших боевых операциях и много было им написано о битвах за Сталинград.
«Под Сталинградом я „открывал“ войну, втягивался в нее, приспосабливался к ней, к ее причинам и следствиям, к ее непривычным звукам, к ее зловещим тонам; много видел я на долгой военной дороге зверств врага».
«Долго не шел у меня из головы этот воин. Уже после войны я написал «Балладу о солдате» — в основе ее замысла был Сергей Ермолаев — «двадцатилетний, молодой, под Будапештом убитый», — писал Шестериков.
Военкор Шестериков написал одно из самых мощных произведений — «Балладу о солдате». По его словам, прототипом образа героя стал командир огневого взвода младший техник-лейтенант Сергей Ермолаев, которому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Он был убит в 1945 году, при прорыве немецких танков. Ермолаев схватил связку противотанковых гранат и с криком: «За Родину!» бросился вперед под танк, сорвав атаку врага.
Михаил Шестериков
Беженцы возвращаются в Сталинград, 1943
Полевой госпиталь. Санитарка кормит нашего солдата Николая Доморецкого, вернувшегося из лагеря для военнопленных. Автор — Аркадий Шайхет
Центральная площадь Сталинграда. Боец держит флаг над освобожденным городом. Автор — Рюмкин Яков Израилевич

Эммануил Евзерихин — свидетель и участник Сталинградской битвы

Эммануил Евзерихин родился в 1911 году в Ростове-на-Дону. Работать в ТАСС он начал в конце 20-х годов — сначала внештатным корреспондентом, потом в фотохронике, а в 1934 году переехал в Москву, где стал свидетелем и летописцем событий эпохи, фотографировал Горького, Калинина, Чкалова и других известных личностей.

В годы Великой Отечественной войны Евзерихин работал на фронте и буквально стал летописцем Сталинградской битвы — он отснял почти каждый из 200 дней этого противостояния. Помимо этого, военкор участвовал в освобождении Минска, Варшавы, Кенигберга, Ростова-на-Дону, Новочеркасска, городов и сел Донбасса и Крыма, а Победу он встретил в Праге.
Фотоаппарат Leica IID black и объектив Leitz Elmar 3,5 50mm 11
После войны Эммануил Евзерихин продолжал работать в ТАСС и преподавал основы искусства фотографии в Заочном Народном Университете искусств. Умер в 1984 году.
Советский солдат и мирные жительницы идут по площади Павших борцов в Сталинграде. Автор — Эммануил Евзерихин
Эммануил Евзерихин
«Войну нельзя было снимать из-за угла»
«Опасность и смерть подстерегали на каждом шагу. Ведь сама специфика дела, которому мы служили, — фотография — требовала непосредственного присутствия на месте событий. Снимки танкового боя, воздушного сражения, атаки могли появиться только в том случае, если репортер вплотную приблизился к „событию“. А это требует мужества, настоящей отваги», — вспоминал фотокорреспондент.
Фотоаппарат Leica IID black и объектив Leitz Elmar 3,5 50 mm 11
Фонтан Детский хоровод в Сталинграде, 1942 г. Автор — Эммануил Евзерихин
Уличные бои в Сталинграде. Книга История Второй мировой войны 1939−1945
Том V
Боевые друзья. Автор — Георгий Зельма
«Танк замаскирован под местность, а его командир обедает в полевых условиях». Автор — Аркадий Шайхет

Дмитрий Бальтерманц — фотограф, побывавший в штрафбате и сделавший бессмертные снимки

Дмитрий Бальтерманц родился 13 мая 1912 года в семье офицера царской армии, но воспитал его отчим — адвокат Николай Бальтерманц. Дмитрий уже в 14 лет начал трудовую карьеру. Он пробовал себя в разных областях, но больше всего ему нравилось заниматься фотографией. В итоге он стал наборщиком в «Известиях», потом сделал свой первый фоторепортаж. На фронт он ушел в качестве военного корреспондента газеты. Благодаря Бальтерманцу появились кадры строительства противотанковых укреплений под Москвой, военных действий в Крыму, битвы под Сталинградом. Он был дважды тяжело ранен. В сопроводительной записке к Ордену Красной Звезды было указано: «Фотосъемки происходили в обстановке жестоких боев, но тем не менее задания выполнялись в срок и полностью».
«Снимки, в которых был образ, которые несли в себе состояние войны и которые сегодня представляют художественную ценность, обрели жизнь только после победы» — вспоминал военкор.
Так он попал в штрафбат, в 1943 году был тяжело ранен. После госпиталя Дмитрий Бальтерманц был отправлен на фронт фотокорреспондентом армейской газеты «На разгром врага».
В качестве военного корреспондента «Известий» Бальтерманц снимал строительство противотанковых укреплений под Москвой, военные действия в Крыму, битву под Сталинградом. В 1942 году из "Известий" его уволили и отправили в штрафбат. Случилось это из-за того, что в утреннем номере газеты снимки Бальтерманца с подбитыми английскими танками, которые были на вооружении Красной Армии, был опубликованы с подписью «подбитые немецкие танки». Сам Дмитрий Бальтерманц при выборе снимка не присутствовал, но ответственность была возложена на него.
Фотограф рассказывал: «Во время войны я много снимал и печатался, но вот что удивительно: те десять-пятнадцать фотографий, которыми я горжусь и которые сделали мне имя, во время войны нигде не были опубликованы. В газету шли другие конкретные фотографии: действия какой-то части, какое-то наступление, портреты бойцов, командиров».
Горе. Из серии «Так это было…». Керчь, Крым. 1942
Атака. Под Москвой. Ноябрь, 1941
Смотрите, как это было

Курская битва

1943

Евгений Долматовский и Наталья Боде — разрушительная война соединила их судьбы

Они встретились перед началом битвы на Курской дуге. И Евгений Долматовский, и Наталья Боде работали в газете «Красная Армия». При этом заметки и фотографии они отправляли и в «Правду», и в «Красную звезду», и в другие издания.

Там на войне они встретились, и эта встреча стала примером того, как война не только разрушает, но и соединяет судьбы.
«В тургеневских охотничьих местах
Воронки, груды мертвого металла.
Здесь за день до двенадцати атак
Отчаянная рота отбивала" - писал Евгений о Курской битве.
Они чувствовали взаимную симпатию, но окончательно поняли, что это встреча судьбоносная, после трагедии. Наталья ночью работала в поезде, который был специально оборудован по редакцию и типографию газеты. Долматовский пригласил ее на прогулку в теплый майский вечер. Во время их прогулки поезд уничтожили бомбежкой. Погибли многие сотрудники редакции, была уничтожена часть архива фотографий, личные вещи, и то самое нарядное синее платье Натальи, подготовленное к Дню Победы.
Это был талантливый союз поэта и фотокорреспондента. Евгений Долматовский уже был женат, их брак разрушила война. Наталья Боде стала вдовой, и именно месть за мужа стала поводом пойти на фронт. Они оба были знаменитыми: она — в Киеве, он — на всю страну. Более того, песня на стихи Долматовского «Любимый город» была любимой песней Натальи, и она встретила поэта под Курском.
Наталья Боде родилась в 1914 году в Киеве, получила специальность «машиноведение». Девушка увлеклась фотографией и в 20 лет стала фотографом газеты «Коммунист». Вышла замуж за фотожурналиста Бориса Козюка и родила сына. Ее муж погиб в самом начале войны, и Наталья оставила маленького сына родителям, а сама ушла на фронт добровольцем, работала фотокорреспондентом. Она делала снимки для газеты «Красная Армия», ее фотографии печатались в «Красной Звезде», «Огоньке», «Правде», в некоторых иностранных журналах. Женский взгляд на войну был совсем другим — Наталья подмечала то, что не видел мужской глаз и глубоко переживала все, что видела. Один из самых знаменитых ее снимков — подбитый «Тигр», который появился во всех центральных газетах и развеял миф о непобедимости немцев.
Поэт Евгений Долматовский,
1945 год
Поэт Евгений Долматовский спрашивает дорогу у немецкого полицейского. Берлин, 1945 год. Автор - Наталья Боде
Поэт Евгений Долматовский и неизвестный офицер пьют пиво в венском кафе. Женщина на заднем фоне — Наталья Боде. Австрия, Вена, 1945
Разрушительная война соединила их судьбы
Встречались влюбленные урывками, между заданиями и боями. Если увидеться не удавалось, Долматовский писал Наталье письма. После Курской битвы влюбленные прошли всю войну до Берлина. Наталья уезжала в Киев, чтобы найти родителей и сына. Долматовский в Берлине расписался на стене Рейхстага, а одним из знаменитых снимков стал кадр Евгения Халдея, на котором поэт идет с бронзовой головой Гитлера в руках. Наталья приехала уже после 9 Мая — они встретились под победным салютом и уже не расставались. Вместе переехали в Москву и у них родилась дочь Наталья. А их творческий союз создал книгу «Дорогами войны».

Стихи Евгения Долматовского и фотографии Натальи Боде стали вечным памятником их чувствам и подвигу всех, кто отстаивал свободу нашей страны.
Долматовский шагает по освобожденному Берлину с головой Гитлера в руках автор Евгений Халдей, ТАСС
Евгений Долматовский родился в Москве 5 мая 1915 года. Учась в техникуме, Долматовский работал детским корреспондентом в периодических изданиях для пионеров: «Пионерская правда», «Пионер», «Дружные ребята» и тогда же его стихи впервые были опубликованы. Именно Долматовский является автором знаменитых строк: «Любимый город может спать спокойно», «Ты ждешь, Лизавета, от друга привета» и других.

В годы Великой Отечественной войны Евгений Долматовский в качестве опытного военного корреспондента находился в действующих частях Красной Армии. В августе 1941 года он попал в «Уманский котел» и был взят в плен, но бежал и снова пошел на фронт. С действующей армией поэт дошел до Берлина и принял участие в легендарном Концерте победителей 7 мая 1945 года в полуразрушенной студии берлинского радио.
Фотокорреспондент Наталья Боде — пошла на фронт добровольцем, чтобы отомстить за мужа
Поэт Евгений Долматовский — участник концерта победителей в Берлине 7 мая 1945 года
Наталья Боде
Смотрите, как это было

Всеволод Иванов — рассказал о подвиге отдельных людей, соединив их в единый народный кулак

Всеволод Иванов родился 24 февраля 1895 года. Окончив школу, он стал студентом Павлодарского низшего сельскохозяйственного училища, но в 14 лет бросил учебу и пошел работать. Всеволод Иванов был подручным у лавочника, матросом-грузчиком, работал в типографии, был цирковым актером и показывал фокусы. Он побывал в Индии, Ташкенте и Бухарском эмирате, скитался по Сибири, Уралу и Казахстану. В 1943 году Всеволод Иванов отправился на фронт в качестве корреспондента «Красной Звезды», чтобы вместе с другими писателями написать книгу о битве за Орел и Курск. Потом он стал корреспондентом «Известий» и вместе с войсками Красной Армии был в Варшаве, Щецине, Берлине, писал о Нюрнбергском процессе.
«Вероломно напавший на нас Гитлер встретил невиданный отпор всего советского народа, всей нашей страны. Фашизм вооружен и бешенством, и военными механизмами. У него было учтено все в этой борьбе, в „молниеносности“ которой он не сомневался», — писал Иванов на страницах «Известий».
Во время работы на Курской дуге Всеволоду Иванову удалось создать яркие образы бойцов, добывших победу в грандиозном сражении. В газетах печатались его очерки, рассказы о беззаветном мужестве и стойкости советских патриотов. Он рассказывает о подвигах отдельных людей, соединяя их в единый народный кулак, защищавший страны.
«Но фашизм не учел одного — неустрашимости, мужества и цельности советского народа»
«Я глядел на этих троих: азербайджанца, узбека и русского. Первый в бою за колхозную конюшню взял дзот, а спустя полчаса уничтожил пулеметный расчет и снял снайпера, (…). Другой, узбек, ведет роту, врывается в немецкую траншею. 84 немца держали деревню, Умаров уничтожает почти половину, 48 сдаются в плен. Третий, русский, как он сам говорит: „Просто веду линию связи“. (…) мудреного и смелого тут много: вести во время боя линию связи, держать ее в полном порядке, без разрывов. Все это так. Но есть еще качество: они, трое, каждый по-своему, „ведут линию связи“, ведут линию дружбы, а значит — линию победы!», — пишет Всеволод Иванов в очерке «На Курской дуге».
Говоря о подвиге каждого солдата, Иванов рассказывает о единстве советского народа, в подробностях пишет о их мотивации, о героизме.
Перед боем на Курской дуге. Автор - Виктор Темин
Смотрите, как это было

Битва за Ленинград

1941-1944

Василий Ардаматский – писатель, рожденный войной

Советский писатель, журналист, киносценарист Василий Ардаматский родился в 1911 году. Он участвовал в коллективизации, писал заметки для «Комсомольской правды» и смоленских областных газет «Рабочий путь» и «Юный товарищ». С 1929 года Ардаматский начал работать в местной радиогазете. В годы Великой Отечественной войны он работал военным корреспондентом, писал для газеты «Правда», передавал сводки для Московского радио из осажденного Ленинграда, в котором он провел блокадную зиму 1941−42 гг. О себе он говорил, что как писатель был рожден войной и что именно она многих призвала к творчеству.

Ардаматский известен в литературе как мастер «шпионской прозы» и одной из основных тем является, конечно, Великая Отечественная война.
«До этого утра блокада для меня была разве что непроходящим желанием поесть. Я научился делить на три части свои 125 граммов и две части — утром и вечером — съедаю под кипяток, а третий ломтик — днем в комендатуре», — написано в дневнике.
Рассказал Ардаматский и о том, как во время передачи корреспонденции в эфир подключались немцы и угрожали журналистам и военным, матерились, говорили на плохом русском, что с ними будет, когда они возьмут Ленинград. Но запугать никого немцам не удавалось, они злились, переходили на немецкий, а наши отвечали в эфире, что их (немцев) «найдет наша русская пуля или штык!». «А вашего фюрера мы повесим», — говорил ленинградский техник, обеспечивающий связь.
Во время блокады Ленинграда Василий Ардаматский вел дневник, который стал частью его шпионской повести «Ленинградская зима». В дневниках журналист подробно описывал тяжелейшие условия, в которых приходилось жить ленинградцам и свидетелем чего он сам являлся.

Военкор рассказывал о жизни и смерти в Ленинграде, о стойкости его жителей, о том, как он однажды попал на свадьбу и как передавал новости на Московское радио, и, конечно, о голоде, который мучил всех.
И страшные картины улиц блокадного Ленинграда, страшные, но с надеждой и уверенностью, что народ выстоит и будет жить:
Блокадный Ленинград
«Одна женщина везла в полированном деревянном футляре башенных часов, и лицо мужчины, обросшее черными волосами, было за стеклом циферблата…
А живые живут. Кто может — работает. Кто не может — старается не умереть. Охраняют свои дома — для того, чтобы в них жить. Для чего же еще?".
Жертвы блокады
В читальном зале. Зима 1941-1942 гг
Выдача родственникам тел умерших во дворе Куйбышевской горбольницы. Кадр из фотохроники
Дети блокады. 1942 год.
Автор - Борис Уткин

Анатолий Вахов рассказал о подвигах партизан, летая к ним через линию фронта

Журналист и писатель Анатолий Вахов родился в 1918 году во Владивостоке. Учился он в Дальневосточном политехническом институте, работал корреспондентом краевых газет Приморского края. До войны Вахов работал в Приморском краевом радиокомитете корреспондентом, редактором сектора «Последних известий» и «Агитации и пропаганды». А с июня 1940 по август 1946 года работал корреспондентом газеты «Комсомольская правда» по Приморскому и Хабаровскому краям, по Белорусской ССР, заведующим Ленинградским отделением «Комсомольской правды». Анатолий Вахов жил и работал в блокадном Ленинграде, летал через линию фронта к партизанам. Именно о них он написал книгу очерков «Девять бесстрашных», которая была опубликована в 1944 году.
«Почти три года, вплоть до полного изгнания немецко-фашистских захватчиков, велась в районах Ленинградской области партизанская народная борьба с врагом. Эта война родила сотни и тысячи героев, обессмертивших свое имя бесстраш­ными подвигами», — так начинается книга, в которой расска­зывается о девяти молодых партизанах — воспитанниках комсомола, которым присвоено звание Героя Советского Союза — Михаиле Харченко, Антонине Петровой, Иване Никитине, Леониде Голикове, Дмитрии Соколове, Владимире Никифорове, Василии Плохом, Александре Винокурове, Владимире Егорове.
В годы Великой Отечественной войны Анатолию Вахову удалось собрать материал о комсомольцах-партизанах Ленинградской области. Журналист постоянно посещал ленинградские заводы, предприятия, бывал за линией фронта, рассказывал о повседневной жизни города, стянутого жесточайшей блокадой.

В книге «Девять бесстрашных» автор рассказывает о подвигах героев-комсомольцев, о совсем юных мальчишках и девчонках. Всем им не больше 23 лет, а самому юному — 17.
«В селе стояли немцы. В избе в полной темноте пришедшие тайком жители слушают речь партизанского командира. „Там люди умирают без хлеба. Но Ленинград не сдается и никогда не сдастся. Поможем братьям — ленинградцам продовольствием. Мы через фронт пройдем и привезем Ленинграду наш подарок от колхозников и партизан“», — рассказывает автор о сборе продовольствия для блокадного Ленинграда на оккупированных территориях Ленинградской области.
В книге описан и знаменитый подвиг Леонида Голикова, и то, как быстро дети становятся взрослыми на войне. Об Антонине Петровой Вахов пишет: «Это была уже не любопытная санитарка, а человек, чувствующий в себе большую силу и знающий куда ее приложить».
Ленинград в дни блокады. Жертвы немецкого артобстрела. 1942 год. Автор — Крапивницкий С.
В сквере у бомбоубежища — родители с детьми на прогулке 21.10.1941 г. Автор — Федосеев В. Г.
Баллоны с газом для зарядки аэростатов на площади Воровского.
Автор - М.А. Трахман
Блокадный огород на Марсовом поле
Прощание со сверстником. Автор - В. Тарасевич

Ольга Берггольц — военный журналист, голос которой помогал ленинградцам выживать

Поэтесса, драматург, писательница и военный журналист Ольга Берггольц родилась в 1910 году в Петербурге. Ольге пришлось рано повзрослеть. Она училась в трудовой школе, в четырнадцатилетнем возрасте вступила в пионеры, потом стала комсомолкой. Именно в те годы девушка написала свой первый стих, которому дала название «Пионерам». Писательница по распределению уехала работать в Казахстан, где стала разъездным корреспондентом газеты «Советская степь». Потом была работа в ленинградской газете завода «Электросила», в газете «Литературный Ленинград». К началу Великой Отечественной войны Ольга Берггольц уже была довольно знаменитым писателем. Во время блокады Ленинграда Ольга находилась в осажденном городе. В дни блокады она работала в Доме Радио и вела радиопередачи.
«Внимание! Говорит Ленинград! Слушай нас, родная страна. У микрофона поэтесса Ольга Берггольц…», — так начиналась передача.

Сама Берггольц себя героем не считала и так писала о себе зимой 1942 года: «Я никогда героем не была. Не жаждала ни славы, ни награды. Дыша одним дыханьем с Ленинградом, я не геройствовала, а жила».
Радио в блокадном Ленинграде не выключали никогда, это было свидетельством того, что город не захвачен. Однажды из-за неполадок радио не работало целых три часа и это время было настоящим испытанием для мужественных ленинградцев — абсолютная тишина была хуже грохота бомбежек.
Ее пронзительные стихи, полные боли и надежды одновременно, отзывались в сердце каждого ленинградца.
Вместе с жителями блокадного Ленинграда Ольга Берггольц пережила все ужасы, всю боль, она стала по-настоящему народным поэтом, вселяя в людей надежду. Ее называли «блокадной Мадонной», благодаря ее мягкому голосу, который слышали жители Ленинграда все 872 дня блокады. Она стала символом мужества и борьбы за жизнь и свободу. На радио Берггольц вела радиопередачу «Говорит Ленинград».
Ее стихи, как симфония Шостаковича, помогали выстоять.
«Я как рубеж запомню вечер:
декабрь, безогненная мгла,
я хлеб в руке домой несла,
и вдруг соседка мне навстречу.
— Сменяй на платье, — говорит, —
менять не хочешь — дай по дружбе.
Десятый день, как дочь лежит.
Не хороню. Ей гробик нужен.
Его за хлеб сколотят нам.
Отдай. Ведь ты сама рожала… —
И я сказала: — Не отдам. —
И бедный ломоть крепче сжала», — написано в «Ленинградской поэме».
Ольга Берггольц и Анна Ахматова
Смотрите, как это было

Белорусская
операция «Багратион»

1944

Александр Дитлов — самый пишущий среди снимающих и самый снимающий среди
пишущих

Александр Дитлов родился в 1912 году в дворянской семье. До Великой Отечественной войны он работал в газете «Рыбинская правда», и на фронт в 1941 году ушел с вместе с дивизией, сформированной в Рыбинске. Работал фотографом при клубе политотдела. С фронта Дитлов присылал заметки и фотографии в разные газеты и в 1943 году он стал военным корреспондентом Фотохроники ТАСС.

Александр Дитлов — участник освобождения Беларуси, Польши, боев в Германии. Победу он встретил в Берлине, а обратно ехал с ростовскими казаками. После войны был корреспондентом Фотохроники ТАСС по Калининградской области и Беларуси. Затем работал в БЕЛТА. Его называли самым пишущим среди снимающих и самым снимающим среди пишущих журналистом.
Так Дитлов говорил о работе на войне:
«Ты бежишь по голому полю с пистолетом в кобуре и фотокамерой на груди, видишь через объектив, как справа и слева падают солдаты. Наши солдаты. И понимаешь, что в любую секунду можешь лечь рядом с пробитой головой. Никакой героики в этом не было. Это была наша ежедневная работа, только пехота выполняла свою, а я — свою. Единственное, что тревожило в тот момент, — не выглядеть клоуном и не мешать».
Александр Дитлов не раз ходил в наступление вместе с войсками, ездил через линию фронта к партизанам, был ранен и в 1943 году чудом остался жив во время прорыва немцами обороны близ белорусской деревни Чернин. Тогда отряд загнали в болото и фактически расстреливали в упор.

Сам Дитлов в интервью газетам рассказывал, как солдаты просили его сделать фотографии для их родных.
«Оборудования нет. Где увеличить? А они все уговаривали: ничего, мол, любая сойдет. Лишь бы увидели, что руки и ноги целы. Сколько я сделал таких вот марочек-контролек за годы войны, даже сосчитать трудно. В них было мало от искусства — солдат в траншее с растопыренными руками и широко расставленными ногами. Нелепо даже как-то… Зато какое счастье и слезы там, на другом конце почтового адреса: жив сынок, невредим, воюет! Какая страшная примета времени! Какой мощный эмоциональный обмен посредством бумаги и несложной оптики!» — вспоминал журналист.
Солдатская каша, 1944 год
«Апофеоз войны» Недалеко от г. п. Толочина, освобожденного Красной Армией 26.06.1944 г. А. С. Дитлов нашел множество немецких касок, сложил их горкой и сфотографировал.
Регулировщица. Минское направление, 1944 год
А так — о людях, которых он встречал в освобожденных городах и селах:
«Вы встречали когда-нибудь глубоких стариков в возрасте 25—30 лет? А вот мне довелось… Одного из них запомнил на всю жизнь: Владимир Михайлович Мартынов из деревни Узники. У него было лицо Христа и глаза, которые хотели, но уже не могли плакать».
Расчистка площадки под будущий музей боевой техники.
Фото — В.В. Байковский
Лето 1944 года. Регулировщица в освобожденном Полоцке на Корпусной площади.
Автор неизвестен
Переправа через Двину у бывшей
д. Курино. В центре панорамы — разбираемый понтонный мост.
Автор — Борис Вдовенко

Владимир Лупейко — фотограф ТАСС и собкор белорусских партизан

Владимир Лупейко родился в 1917 году. Он рано осиротел и вырос в детском доме. Позже его призвали в армию, где он и начал свой путь фотографа. Солдатом Владимир помогал полковому фотографу, и когда тот демобилизовался, занял его место. Он выпускал фотогазету, а после демобилизации командир наградил юношу фотоаппаратом «ФЭД». В сентябре 1936 года в 19 лет он был зачислен в Белорусское телеграфное агентство на должность фотокора. А уже через три года стал фотокором агентства по Брестской и Пинской областям. Войну Владимир Лупейко встретил в Бресте, там он примкнул к подполью, ушел в партизанский отряд и с ним прошел всю войну. В таких партизанских командировках Владимир и писал летопись войны с помощью своего фотоаппарата. Он считал своим долгом создать фотохронику партизанской борьбы.
Камера Graflex Speed Graphic
«Для меня это было полной неожиданностью. Раз открываю „Комсомольскую правду“, а там мой снимок — наши партизаны. Значит, все было не зря. Не зря, рискуя жизнью, ходил к знакомым фотографам в Брест и, подвергая их смертельному риску, проявлял пленки».
Рассказывал Владимир Наумович и о своем самом сильном за всю войну впечатлении:
«Многое видел. Как поезд идет под откос, как колют штыком бывшего товарища, ставшего на путь насилия и мародерства. Но никогда не забуду, как при взятии Борисова нашими войсками в самом пекле, игнорируя разрывы снарядов, стояли в полный рост маршал Ротмистров и генерал Черняховский. Увидев меня, отправили в укрытие, а сами остались.»
В интервью Владимир Наумович вспоминал о том, как он добывал снимки, как буквально требовал, чтобы партизаны взяли его с собой на очередное задание и как он потом с удовлетворением смотрел на снятие им кадры в газетах:
Когда наладилась связь партизан с Большой землей, отснятые Лупейко пленки начали переправлять в Москву, в фотохронику ТАСС. Фоторепортажи Владимира Наумовича «Подрыв вражеского эшелона», «Бой за хлеб» и другие были опубликованы во многих советских газетах. После войны Владимир Лупейко продолжил работу в агентстве.

За войну Владимир Лупейко успел побывать практически во всех партизанских отрядах Брестского и Пинского соединений. Он снимал фронтовые будни партизанского движения, работу в тылу, освобождение Беларуси, горящий Минск, встречу советских солдат на освобожденных территориях и многое другое. В операции «Багратион» именно партизаны сыграли одну из решающих ролей. О том, как это было, показано на фотографиях военных корреспондентов БелТА.
Тогда я понял, что нужно не просто жить, а жить стоя — в полный рост.
Минск. 1944 г.
Автор — В. Н. Лупейко
Белорусские партизаны на Параде в Минске. 16 июля 1944 г.
Автор — В. Н. Лупейко
Вражеский эшелон, пущенный под откос партизанами Белоруссии (1943−1944).
Автор — В. Н. Лупейко
Смотрите, как это было

Берлинская наступательная операция

1945

Семен Самсонов — строитель и журналист, рассказавший миру об освобождении Европы от фашизма

Советский писатель, фронтовой корреспондент Семен Самсонов родился в 1912 году. Еще во время учебы он начал работать в избе-читальне, потом в местном сельсовете. Самсонов стал активным комсомольцем и был отправлен в совпартшколу. Будущий журналист работал на строительстве Уралмашзавода, потом участвовал в возведении Уралвагонзавода. В годы войны Самсонов ушел добровольцем на фронт, а с 1943 года работал корреспондентом корпусной газеты «Доброволец» в звании гвардии лейтенант. Он участвовал в боях на Брянском фронте, в Орловской наступательной операции, воевал на Украинском фронте и был участником прорыва обороны немцев на участке Проскуров-Тернополь, в форсировании Одера.
В одном из рассказов Семен Самсонов поделился впечатлениями о боях за Прагу:

«Труден бой на узких улицах города, но советские танкисты имели богатый опыт уличных боев. Фашистские войска в Праге совсем не предполагали, что русские танки могут появиться у стен города так скоро. Советская Армия пришла на помощь восставшей Праге в ночь с 8 на 9 мая 1945 года. Утром 9 мая танки уральцев-добровольцев ворвались в город».
Самым известным произведением Семена Самсонова о Великой Отечественной войне стала повесть «По ту сторону» о подростках, попавших в плен к немцам, вышедшая в 1949 году. А его рассказы и очерки из фронтовой жизни, как отдельные книги, начали публиковать в 1947 году. Самсонов — автор повести «Танк „Пионер“» о боевых действиях танкового корпуса, записей из фронтового дневника «В боях за Родину», очерка «Саперы, саперы».

Семен Самсонов рассказывал о боях, о солдатах и их подвигах, о том, как советские войска освобождали города нашей страны и стран Европы, писал о чувствах людей на оккупированных территориях.
И самыми долгожданными для всей страны и всего мира были слова о Победе над фашизмом. Самсонов рассказал, как этот день встретили в Праге.
«К вечеру радио принесло из Москвы весть, которую ждал весь мир — закончилась война, повержена в прах и поставлена на колени фашистская Германия. Сталин поздравил народы с днем Победы…
Ликует Прага. Улицы города в цветах. На лицах людей теплая улыбка и слезы радости. Из уст стариков, мужчин, женщин, юношей, девушек и детей вырываются слова:
— Слава русскому народу-победителю!
— Да здравствует Красная Армия!"
Поверженный орёл Рейхсканцелярии
Автор Уильям Вандайверт
Автографы побидителей на стенах Рейхстага. фотоальбом Мгновения войны Л. П. Головнев, П. Г. Остроухов, Москва, Воениздат, 1991 год
Раненые красноармейцы чистят свое оружие, после окончания боев за Берлин. Авторское название фотографии — «Рана — раной, а дело — делом».
Май 1945 года. Валерий Фаминский
Выгрузка раненых в медицинский пункт на Фридрихштрассе. 30 апреля.
Автор - Валерий Фаминский
Всюду рвут портреты Гитлера и других главарей.
Автор — М. Редькин и А. Архипов

Евгений Халдей — прошел с армией от Мурманска до Берлина и сделал знаменитый снимок Победы

Евгений Халдей родился в 1917 году. На самом деле его имя — Ефим, а Евгением его стали называть коллеги. Свой первый снимок Ефим сделал в 13 лет, а до этого с самого детства часто заходил в местное фотоателье, помогал промывать негативы и пытался понять, как устроена сама камера. Уже в 1936 году его взяли в фотохронику ТАСС. Вместе с Красной Армией Халдей прошел от Мурманска до Берлина и сделал снимок, который стал символом Победы, — солдата, водружающего Знамя Победы над Рейхстагом.

Евгений Халдей снимал жизнь — и в годы войны, и в мирное время. На его кадрах были и герои, и предатели, и преступники, и солдаты, рядом существовали жизнь и смерть.
В своей книге он писал о героях:
«Вглядитесь в лица этих людей. Это они отстояли нашу страну, это они освободили Европу, разгромили фашистскую Германию. Это они завоевали Победу — рядовые и генералы, юнги и сыны полков, летчики, танкисты, моряки, медсестры — Солдаты Страны Советов».
Но лучше слов говорят сами снимки Евгения Халдея.
Знаменитый кадр со знаменем Победы над рейхстагом был сделан не случайно. Халдей привез из Москвы три красные скатерти, сам нашил серп и молот из белой ткани, и получился знаменитый кадр не с первого раза.
Военный фотограф Халдей прошагал пол-Европы с советской армией. Он рано начал работать и смог купить свою первую камеру «Фотокор № 1», а после войны не расставался со своей «лейкой» — цифровые современные камеры журналиста не впечатляли. В качестве военкора он был приписан к Северному флоту. И обо всем рассказал в книге «От Мурманска до Берлина», которая была опубликована в 1984 году. Там Евгений вспоминает, как солдаты Красной Армии вошли в Берлин:
Евгений Халдей, Севастополь. 9 мая 1944 г.
«Неожиданно из метро — убежища выскочили несколько женщин. Одна из них, босая, держала туфли, другая — свою «ценность», шкурку рыжей лисы. Глядя на танки, они спросили: «Что это за танки? Чьи?» Я ответил: «Советские танки, русские!» «Это не может быть! — сказала одна. — Несколько дней мы сидели в убежище и слушали по радио Геббельса. Он говорил, что русские никогда не войдут в Берлин».
Публикации фотографий Евгения Халдея в зарубежных изданиях
Дети войны. Севастополь.
Автор - Евгений Халдей
Знамя над Рейхстагом. Автор - Евгений Халдей
Смотрите, как это было

Наши дни

С «Лейкой» и блокнотом вели информационную войну с врагом корреспонденты Великой Отечественной войны. С дронами и цифровыми камерами правду отстаивают военкоры современности. Сегодня работа журналиста на передовой — это такой же риск, такая же самоотверженность и все тот же героизм.
Они поделились с нами своими эмоциями

Военкор Семен Пегов о битвах с немцами под Смоленском и важности сохранения памяти

Семен Пегов — известный военкор, создатель проекта WarGonzo, зрители видели и документальные проекты Семена: об Александре Захарченко в 2019 году — «Его оплот», затем «Позывной Донецк. История Дебальцевского котла», вышедший в 2020 году. Семен рассказывает о войнах и конфликтах не только на Украине, но, безусловно, репортажи с СВО составляют основную массу его работ. Как для многих семей в России и в ближнем зарубежье, для Семена Великая Отечественная война — это личная история. В каждой семье есть свой герой, отстоявший страну тогда, 80 лет назад. И много параллелей есть сейчас. Военкор даже ранение получил такое же, какое его прадед в Великую Отечественную.
«К сожалению, нацизм не был до конца искоренен. Побежден был, искоренен — нет. И сейчас нашему поколению приходится дожимать, и мы, я надеюсь, все-таки уже…»
Во время интервью Семен находился в национальном парке «Смоленское поозерье» — уникальном месте, где до сих пор можно провалиться в окоп и найти советскую каску или немецкий шлем. Здесь велись бои, воевали деды и прадеды тех, кто воюет сегодня и снова побеждает фашизм.
Военкор Пегов сам родился на Смоленщине, на земле, которая много пережила не только в Великую Отечественную, но и раньше — в войне с Наполеоном и прочих конфликтах. Сам Семен говорит, что «смоленская земля, буквально пропитана драматизмом тех лет». Он много изучал историю не только по учебникам, в подробностях знает историю своей семьи и считает, что рассказывать о войне правду важно и очень нужно.
«Рассказывать, объяснять, как все было тогда, 80 лет назад, как все происходит сейчас, на чьей стороне справедливость. А в том, что справедливость на нашей стороне, у меня сомнений, естественно, ноль».
Он говорит, что очень важно концентрироваться не столько на каких-то громких пафосных словах, громких лозунгах, важно детям рассказывать живые истории о героях тех времен, о героях наших времен. Чтобы они понимали, что это не какая-то абстрактная армия, а конкретные люди, ребята, чей подвиг не должен быть забыт.
Семен Пегов говорит о важности сохранения памяти, о том, насколько необходимо рассказывать детям не просто историю, а историю в лицах — показывать личности, рассказывать про каждого солдата.
«Очень надеюсь, что мы все уроки тоже для себя вынесем».

Военкор Регина Орехова о масштабах и технической эволюции войны

«Когда ты в окопе, у тебя только правда и автомат»

Проводя параллели между Великой Отечественной войной и сегодняшней специальной военной операцией, Регина говорит о том, что несопоставимы масштабы боев, тактика, но есть много общего. Сейчас есть новые технологии и нет прямых боев с криками «Ура!». С одной стороны, работать сегодня проще, с другой — сейчас и у противника есть глаза и уши практически везде (дроны, «птички», перехваты переговоров и прочее). И люди в жилетах «Пресса» сегодня — главная цель противника.
«Знаете, что меня поразило? Я когда бывала на передовой у ребят и видела окопы и вот эти укрепления, блиндажи, у меня мысль такая, помню, была, что в Первую мировую солдаты были в окопах, во Вторую мировую солдаты рыли окопы, и даже сейчас, в современных боестолкновениях, тоже ребята в окопах. А почему? Потому что это самое-самое надежное укрепление. Вот когда тебе нужно прийти, закрепиться, то первое, что делают, — это роют окопы», — говорит Регина.
«Если ты в синем бронежилете, или если даже у тебя на зеленом бронежилете надпись „Пресса“, то ты практически себе мишень вешаешь. И это, к сожалению, своим примером доказали коллеги, которые погибли от вражеских обстрелов», — говорит военкор.
Но есть то, что не меняется даже десятки лет спустя.
Сейчас у военкоров в арсенале гораздо больше, чем «Лейка» и блокнот, скорости и возможности передачи информации намного выше — все это и облегчает работу, и усложняет ее. Ведь материал нужно передать быстро и с риском для жизни, а связь не всегда стабильная. Нужны точки для зарядки аккумуляторов и телефонов. Помимо этого, военкоры проходят подготовку по тактической медицине.
«Мне было очень страшно, потому что я человек гражданский абсолютно, хоть называют меня военкором. Бойцы всегда старались подбодрить. Для них девушка на фронте, с одной стороны, обуза, потому что, как они говорят, если с девушкой что-то произойдет, то все подразделение бросится спасать и выключится из боевой работы. А с другой стороны, это радость смотреть на девчонку, услышать женский голос, для них это теплота, это напоминает им их жен, сестер и матерей».
«Они искренне любят свою страну, своего президента, свою семью, свою землю, за которую они стоят и готовы стоять столько, сколько потребуется. Вот в этом героизм, понимаете. Так же, как во время Великой Отечественной войны, наши ребята освобождают нашу страну от фашизма», — отмечает Регина.
К тому же для воина в любые времена важна связь с домом, он ценит человечность и остается мужчиной всегда. Регина рассказывает о съемках фильма и об отношении солдат к женщине на фронте.
Военкор отмечает, что неизменным остается массовый героизм наших бойцов, они четко знают, зачем они там находятся.

Военкор Алексей Гриценко об освобождении Донбасса сегодня и в годы Великой Отечественной войны

Алексей Гриценко пришел в профессию по зову сердца и по стопам своего отца, который жил в Киеве, но в 2014 году уехал в родной Донецк и стал журналистом. За годы работы Алексей изъездил и прошел все дороги Донецкой и Луганской Народной Республик, освобожденных территорий Запорожской и Херсонских областей, рассказывая правду о происходящем. С началом СВО сам Алексей принял решение пойти служить, и с опытом работы в СМИ он был командирован в пресс-службу Народной милиции ДНР. За время службы Алексей побывал на многих направлениях, работал с бойцами, с мирными гражданами. Он, как и его предки, выходцы из Донбасса, которые прошли путь до Берлина, ведет борьбу с нацизмом.
«За 80 лет изменилось многое и, на самом деле, ничего»
«Тысячи орудий, машин, танков — все это было брошено на освобождение нашей общей земли. И… Враг был разбит и отброшен. Так же, как и сейчас, русский солдат ведет бои с нацизмом».
«Для меня Великая Отечественная война, Вторая мировая война — это часть моей истории, часть моей семьи. История этой войны непосредственно касается и меня», — говорит военкор.
Одним из ярчайших периодов эпохальных событий Великой Отечественной войны является Донбасская наступательная операция, когда советский солдат пошел вперед и буквально за несколько месяцев освободил Донбасс.
Так говорит Алексей. «Враг точно так же пытается нас убить. Мы пытаемся выжить и сделать так, чтобы как можно меньше мирных граждан, наших солдат погибло в этой войне».
Главной трагедией нынешней войны военкор называет то, что против нас стоят люди, чьи предки вместе с нашими дедами бок о бок громили нацизм. А сейчас наши орудия смотрят друг против друга.

Военкор Дарина Вадовская о войне без правил и человечности

Дарина Вадовская родилась и выросла в Донбассе. Для нее война началась в переломном 2014 году, и именно тогда девушка решила стать журналистом. Видя, насколько по-разному преподносится информация, сравнивая ее с тем, что Дарина видела своими глазами, она решила, что обязана рассказать миру о событиях на Украине, в Одессе, рассказать правду. В СМИ Дарина работает с 2018 года, она снимала обстрелы мирных жителей, видела гибель людей, сама получила контузию и не собирается покидать Донбасс. Даже несмотря на то, что на журналистов ведется настоящая охота, и на то, что в годы Великой Отечественной войны на поле боя соблюдались хоть какие-то законы, а сейчас со стороны ВСУ игнорируются абсолютно все нормы и правила.
«Журналисты и тогда, и сейчас — это не просто люди с микрофоном и камерой. Это прежде всего люди, которые готовы прийти на выручку, готовы собрать гуманитарную помощь, посодействовать как армии, так и мирным жителям и не оставаться в стороне, потому что все понимают, что от этого зависит жизнь нашего региона, наша жизнь в дальнейшем», — говорит военкор.
Дарина, как и военкоры Великой Отечественной войны, делает все, чтобы приблизить нашу победу.
Дарина говорит о том, что 80 лет назад и сейчас войны ведутся по-разному и сравнить их тяжело, но неизменна человечность журналистов.
«Большое рвение есть со стороны журналистов доносить правду, настоящую правду. Доносить то, что на самом деле происходит здесь, в Донецке, в Донбассе, на территории, где проводится сейчас специальная военная операция».
«Самая главная задача нас, как журналистов, сейчас, в данное время, не навредить. Бывает, когда журналисты могут случайно, естественно, подставить бойцов, с которыми они едут, своим присутствием. Поэтому нужно об этом тоже заранее думать, понимать, осознавать это все. И не подвергать опасности наших бойцов».
Работа журналиста сегодня и журналиста в 1941−45 годах одинаково опасна — доносить правду нужно, несмотря на обстрелы, мины, ракеты. Сегодня опасно просто быть журналистом. Дарина рассказывает, что, даже выезжая с бойцами на задание, СМИ могут подвергать их риску, так как именно группа с журналистами становится мишенью.
Чтобы рассказывать правду о войне, нужно быть большими энтузиастами, какими являются сама Дарина и ее коллеги. Порой на фронт военкоры едут вопреки запретам, идя на хитрости и все ради того, чтобы быть услышанным.
Над проектом работали:
Дизайнеры: Леонтьева С., Науменко А.
Редакторы: Сивякова А., Богдашкина Е., Дремлюга Н.